Травмы по каталогу: как меняется система ОСАГО
Правительство утвердило очередные поправки в правила расчета страхового
возмещения по ОСАГО. На этот раз изменения коснулись случаев причинении в
аварии вреда здоровью. Максимальный размер компенсации увеличен до
500 тыс. руб. вместо прежних 160 тыс. руб., а все виды травм оценены в
соответствии с их тяжестью и собраны едином каталоге. К примеру, простой
синяк оценили в 250 руб., при переломе челюсти или носа пострадавшему
выплатят от 15 до 25 тыс. руб., а при вывихе плеча он получит 75 тыс.
рублей. Причем деньги на лечение пострадавшие смогут получать авансом,
не предоставляя страховщикам чеки из медицинских учреждений. С весны
прошлого года в законодательство, связанное с системой ОСАГО, было
внесено немало изменений. В обзоре на Autonews.ru – самые важные из них.
Тарифы для Крыма
В марте 2014 года Крым и город Севастополь вошел в состав Российской
Федерации. С 11 мая оба субъекта получили индивидуальные автомобильные
коды регионов (82 и 92 соответственно), а страховщики оперативно внесли
их в реестр субъектов, на которые распространяется действие системы
ОСАГО. Для Крыма и Севастополя был установлен пониженный территориальный
коэффициент 0,6, а начальные коэффициенты мощности и страховых выплат
для местных автовладельцев приняли равными единице. Таким образом,
стоимость полиса ОСАГО в Крыму для опытного водителя с автомобилем
мощностью до 100 л. с. составляет сейчас 1 698 руб. против 5 368 руб. в
Москве.
Европротокол и прямое возмещение
Со 2 августа 2014 года в России начал действовать Европротокол –
система, при которой участники ДТП могут оформить аварию без вызова
сотрудников ГИБДД. Самостоятельно заполнить документы можно было и
прежде, но вступившие в силу поправки в закон об ОСАГО устранили
некоторые казусы, из-за которых страховые компании могли отказывать в
выплатах. Оформить Европротокол с этого момента могут участники ДТП с
двумя транспортными средствами, в котором пострадали только автомобили.
Еще одно важное условие - оба водителя должны быть согласны с
обстоятельствами происшествия. Одновременно с 25 до 50 тыс. руб. был
повышен лимит выплаты по ДТП, оформленным без участия сотрудников ГИБДД.
Единственный нюанс заключается в том, что пользоваться Европротоколом
по новым правилам можно, если только полисы обоих участников ДТП
оформлены после 2 августа 2014 года.
Другой пакет поправок в pакон об ОСАГО ввел понятие безальтернативного
прямого возмещения убытков, суть которого в том, что потерпевший всегда
должен обращаться за выплатой по ОСАГО только в свою страховую компанию,
а не в компанию виновника ДТП, как это было раньше. Этот порядок
действует для всех ДТП, произошедших после 1 августа 2014 года.
Аналогичные изменения вступили в силу с 1 сентября и для владельцев
полисов каско – при ущербе до 50 тыс. руб. и отсутствии вреда здоровью,
страховщик не вправе требовать от клиента предоставления справок из
компетентных органов.
Европротокол в России сейчас оформляют не более 5% водителей, хотя
эксперты полагают, что без вызова сотрудников ГИБДД могут быть
урегулированы до 90% ДТП. «Эффективное применение Европротокола сможет
серьезно разгрузит дороги», – отметил в беседе с корреспондентом
Autonews.ru директор юридической компании «ГлавСтрахКонтроль» Николай
Тюрников.
Новые тарифы и лимиты
В начале октября 2014 года впервые с момента запуска системы ОСАГО
Центробанк на 30% увеличил базовые тарифы. Стоимость базового полиса
увеличилась с 1 980 до 2 574 рубля. Одновременно была установлена
минимальная ставка в размере 2 440 руб., дешевле которой полис стоить не
может. Изначально страховщики просили Центробанк и о коррективах
коэффициентов, учитывающих возраст, стаж и регион проживания водителя,
но эти параметры остались без изменений.
Еще одним важнейшим нововведением стало значительное увеличение лимита
компенсации по ущербу имуществу с 120 тыс. до 400 тыс. руб., причем
теперь на такую сумму может рассчитывать каждый из пострадавших.
Одновременно величина предельного износа автомобиля была снижена с 80%
до 50%. Еще начала действовать вторая часть поправок, касающаяся
Европротокола. Она сняла ограничение предельной выплаты в размере 50
тыс. руб. для происшествий, произошедших на территории Москвы,
Подмосковья, Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Самостоятельно
оформляя ДТП в столичных регионах, водитель может рассчитывать на
выплату вплоть до предельных 400 тыс. руб., но только после
предоставления информации, зафиксированной техническими средствами.
Помимо фото- или видеосъемки предлагается фиксировать и данные
спутниковых средств навигации. На всей территории России безлимитный
Европротокол должен заработать 1 октября 2019 года.
Справочники по запчастям
С декабря 2014 года Российский союз автостраховщиков (РСА) и Цетробанк
ввели единые справочники стоимости запчастей и методики расчета
восстановительного ремонта в рамках ОСАГО. Единая база данных содержит
десятки миллионов наименований запасных частей почти для всех моделей и
модификаций автомобилей за последние 12 лет. Нововведения должны были
снизить количество спорных случаев при расчетах страховых выплат,
поскольку, по оценке экспертов РСА, почти 80% судебных споров со
страховщиками касаются именно размера выплат по ОСАГО. Но из-за резкого
снижения курса рубля данные в справочниках устарели почти сразу, а
ближайшей коррекции утвержденных цен придется ждать до мая.
Никита Ситников, официальный представитель РЕСО-Гарантия, уверен, что
эти цены невозможно пересмотреть быстро: «Справочники корректируются раз
в полгода и это данность. Там десятки миллионов позиций, и одна только
работа по переписыванию цифр займет не один месяц». Но даже с фактически
устаревшими цифрами страховщикам работать проще, отмечает эксперт: «Да,
есть недовольные, но люди по крайней мере получают адекватные выплаты. У
нас есть четкие правила игры, и мы рады их соблюдать».
Очередное повышение тарифов
Очередное повышение тарифов по ОСАГО Центробанк планирует провести в
июле 2015 года, когда вступит в силу еще один пакет поправок к закону,
повышающий суммы выплат. На этом настаивают страховщики, отмечающие
убытки. Никита Ситников считает повышение вполне логичным: «У нас уже
сейчас из-за введения справочников по запчастям заметно выросла средняя
выплата, и она будет расти и дальше. Сейчас сильно увеличились лимиты
выплат, причем эти суммы теперь не делятся на всех пострадавших, а
доступны каждому из них». Тем не менее, крупные компании не спешат
уходить из бизнеса. «Для нас ОСАГО по-прежнему является прибыльным, но
только за счет крупных городов с большим количеством клиентов и высокими
тарифными ставками. Мелкие компании, которых когда-то было просто
огромное количество, быстро ушли с рынка», - добавил Ситников в беседе с
корреспондентом Autonews.ru.
По статистике РСА, из 200 страховщиков, получивших лицензию на ОСАГО,
ровно половина покинула рынок. Сборы страховщиков в 2014 году
увеличились на 11,2% и составили 150,3 млрд рублей, а выплаты
увеличились на 13,6% и достигли 88,8 млрд рублей. «Лимиты в ОСАГО
расширены почти в три раза, что приведет в скором времени к
существенному увеличению средней выплаты. Еще до увеличения лимитов
убыточность во многих регионах зашкаливала за 100% - это привело к уходу
значительного числа страховщиков с этого рынка», - пояснил
представитель РСА.
Водителям разрешат покинуть место ДТП
Уже летом 2015 года водители, совершившие наезд на препятствие или
попавшие в незначительное ДТП, не требующее денежной компенсации, смогут
на законных основаниях покидать место происшествия без оформления
аварии. Водитель должен будет самостоятельно заполнить бланк извещения о
ДТП для страховой компании. Закон предполагает отсутствие взаимных
материальных претензий у участников столкновения, либо договоренность о
выплате компенсации пострадавшему без привлечения официальных
организаций.
Более того, начиная с 1 июля участники таких аварий обязаны будут
покинуть место происшествия сразу после проведения фото- или видеосъемки
места ДТП. Это позволит быстро очистить проезжую часть, чтобы не мешать
проезду других участников движения. Оформить документы водители смогут
на обочине.
ОСАГО через интернет
С июля этого года оформить полис ОСАГО можно будет в электроном виде
через интернет – водителю достаточно будет зайти на сайт страховой
компании и оплатить документ банковской картой. Для того, чтобы эта
система заработала, страховщики и ГИБДД должны будут согласовать свои
базы данных. Лично явиться в офис страховой компании придется только
тем, кто впервые заключает договор ОСАГО. Вопрос о том, каким образом
сотрудники ГИБДД будут контролировать наличие у водителя электронного
полиса, пока остается открытым.
Источник - www.autonews.ru
|