Статья
Выдержки из истории Чуйского тракта.
 
Статья в категории: Трасса
Автор: Ilan
Опубликована: 2007-12-06
Прочитано: 5785
Оценка: 4.6000 (5)

Выдержки из истории Чуйского тракта.



Чуйский торговый путь во второй половине XIX - начале XX века представлял собой горную тропу, передвигаться по которой можно было только верхом. Особенно тяжелым был участок от Онгудая до Кош-Агача, где свыше 250км товары могли перевозиться только вьючным способом.

Первые серьезные исследования этого торгового пути были проведены отнюдь не Шишковым, а задолго до этого инженером Брещинским и техником Александровым. Но их изыскания и проект, как и предыдущие не были реализованы.

Только после постройки Транссибирской железнодорожной магистрали, для ее скорейшей окупаемости, появилась необходимость в подведении к ней сети подъездных путей. Комитет Сибирской Железной дороги отправил в Горный Алтай военных инженеров Вараксина и Голышева. Но из-за недостатка средств у такого гиганта, и этот проект не получил продолжения.

В начале XX века силами губернской администрации на некоторых участках была построена колесная дорога. Но в силу постоянного недостатка финансирования, назвать это сооружение с большой буквы Чуйским трактом, язык не поворачивается. Ибо еще до окончания работ дорога быстро разрушалась, приходила в негодность, становясь невозможной для экипажной езды, и превращалась в первобытное состояние. Хотя проезд по тракту стал безопасным и возможным для проезда экипажей, стоимость перевоза грузов уменьшилась незначительно. Из-за отсутствия каких-либо ремонтных работ к 1911 году всеразрушающее время, привело тракт в почти первобытное состояние. ("Жизнь Алтая")

Только летом 1914г в Горный Алтай отправляется экспедиция Шишкова. Без сомнения результаты их работы выдающиеся и проделаны со скрупулезной точностью. Но дальнейшие изыскания были прерваны начавшейся Первой империалистической войной. И эта экспедиция закончилась ничем.

Только к концу 1916г Шишков закончил обработку своих материалов. Анализ этих материалов показал, что направление дороги было выбрано неудачно, что гораздо выгоднее строить тракт по долине р. Катунь. Таким образом, по решению Шишкова, Чуйский тракт меняет свое местоположение. Не ясно, что называть Чуйским трактом: разнообразные старые тропы, пролегавшие по обрывистым бомам, или ту дорогу, которая будет построена по результат изысканий инженера Шишкова?

Но появления того, второго Чуйского тракта еще далеко. За период Первой империалистической и Гражданской войн дорога пришла в полное запустение и негодность. Многие переходы, мосты и паромы были разрушены. События Гражданской войны и революции надолго отодвинули строительство Чуйского тракта. То, что можно было называть Чуйским трактом, к 20-м годам ХХ века практически исчезло с лица земли.

В 1922 году, в результате визита делегации МНР (первого государства, признавшего новую Российскую Федерацию), В.И Ленин принял решение о возрождении Чуйского тракта. Однако опять, из-за отсутствия средств, задуманные работы не были проведены.

С 1923 по 1928 год работы по восстановлению тракта пусть медленно, но продолжались. В июле 1928 года первая автомашина прошла по дороге Бийск - Майма и по новому мосту через р. Майма. Работы по проекту Шишкова продолжались. Огромная доля самого тяжелого труда легла на плечи заключенных.

В 1934 году открыто движение по наплавному понтонному мосту через Бию. Состоялся крупный автопробег по маршруту Бийск - Кош-Агач.

1 января 1935 года Чуйский тракт на всем протяжении сдан в эксплуатацию.

Работы по исправлению и улучшению разных участков велись и позже. Так в мае 1935 года был построен деревянный мост через Бию. Тогда же мост через Катунь в Усть-Сема. В 37-38-м годах расширена дорога на перевале Чике-Таман.

В 1938-м году начата капитальная реконструкция Чуйского тракта. Эти работы не останавливались и в годы Великой Отечественной войны.

В 1956-1957-м годах осуществлен капитальный ремонт участка дороги Усть-Сема - Шебалино. В 1959-м построен новый железнодорожный мост через Катунь. В 1964-м мосты через Бию и Ишу.

В 1970 году построен мост через р. Иня.

В 80-х годах построена навая дорога через перевал Чике-Таман.
ilan. 2007.



Оценить статью в баллов
TopAuto.ru - рейтинг
автомобильных ресурсов Rambler's Top100 ђҐ©вЁ­Ј@Mail.ru sh0p.com -- Business Portal

123