Статья
Монгольские амбиции
 
Статья в категории: Трасса
Автор: Монгол
Опубликована: 2005-04-04
Прочитано: 5674
Оценка: 4.9429 (35)

Монгольские амбиции
(или семь заповедей джипера)

НЕ ИЩИ ПРИКЛЮЧЕНИЙ НА СВОЙ ЭКСТРИМ.

Что такое "джипинг" об этом чуть позже. А речь пойдет о воплощении идеи покорить неизведанные просторы при помощи самоходной табуретки отечественного автопрома под названием УАЗ. Здраво размышляя, ну далеко ли можно уйти от проторенной дороги даже в нашей бездорожной России? Ну, съехал с асфальта на проселочную дорогу, дальше уткнулся в кусты - все, приехали…
Хотелось именно п р о с т о р а и я махнул в Монголию, благо дела там были. А если уж ставить перед собой планку повыше, то и начало путешествия я заложил нехилое. Мухой долетел до Кош-Агача и свернул на перевал Бугузун. Хреновенькая дорога там должна быть, наши водники с малолетства забрасывали свой груз в верховья реки Чулышмана на мощных грузовиках. Вот только на развилке у озера Ак-Коль все идут прямо мимо озера Хиндигтиг-Коль, а я самонадеянно завернул направо вдоль реки, где и хлебнул первого горя: броды оказались глубокими, и мои мысли порыбачить на реке Моген-Бурен даже и не всплыли в голове. Мысли были другие: как бы машину не оставить в реке. Бродов было не менее пяти и во всех меня пронесло (можете гадко улыбнуться). Прохожу броды, не снимая ремня вентилятора, давая себе слово после каждого обязательно снять. Броды осложнены песчаными метровыми ямами и требуется внимательность. Были и мостики, которые я самолично ремонтировал при помощи крупных камней и охапок хвороста, прицеливался на въезд колесами, чтобы не свалиться вниз. Эти 60 километров от перевала до тувинского села Кызыл-Хая (местное название Мунгун-Тайга) привели меня в трезвое чувство. Это куда я поперся на УАЗике с лопатой в багажнике, в какую хрень?! Да, я забыл вам сообщить, что кроме меня и моей спеси, в машине больше никого не было.

НЕ ЗНАЕШЬ БРОДА - НЕ СУЙСЯ, МОРДА!

На административной карте Тувы дорога от села до райцентра Мугур-Аксы показана, как "местного значения", но, похоже в этом году начали ее ковырять и бросили. Просто бездорожье выглядит более привлекательно. Дорога, скажу, просто безобразная. Одно хорошо - труды пьяного бульдозериста дают какое-то время уверенность, что не заблудился. Подъемы и спуски идут один за другим, иногда подъем возможен только на первой пониженной передаче.

С очередного перевала вижу внизу на ручье какие-то признаки строительства. Оказалось, здесь намечается мост. Невдалеке видны следы брода. Смело заехал в воду и только в конце брода понял, что впереди не колея выезда, а след волоком вытащенного грузовика. Падаю в яму, жму до отказа и, все-таки, с трудом, со скрежетом мостов о подводные валуны, двигатель вытаскивает себя из воды и глохнет. Кажется навсегда.
Через 30 минут горестных раздумий, послышался далекий рокот. Вычислил направление звука, сбегал за горку, где несвежего вида камазист возился у машины. Мне пришлось согласиться на грабительские условия - 2 бутылки. Мои аргументы, что емкости по 0,75 и в сувенирном исполнении, разбились о безнадежность моего положения. После вызволения УАЗа, застрял уже Камаз и уже я тянул грузовик, но сдачи в виде возврата одной бутылки не получил. Шофер, узнав, что за мной не следует остальная группа "чокнутых", сначала не поверил, а затем огорчился, что добавки не будет и строго меня осудил.

Считать перевалы совсем запутался. Какое-то время машина идет вдоль самой государственной границы, с покосившимися столбами и никем не охраняемой. Мелькнула шальная мысль умыкнуть пограничный столб, чтобы потом установить его на даче. Упорно прижимаюсь к границе, стараясь как можно дольше держаться нетореных дорог. Справа по движению, с приятным удивлением, узнаю монгольские пейзажи озера Урэг-Нур, которое я огибал не однажды по противоположному монгольском берегу. Выкатываю к заставе, открытый шлагбаум на дороге чуть в стороне и потому сразу проскакиваю подальше от возможных разборок с пограничниками. Краем глаза успеваю заметить в траве спящего солдата, который и во сне чутко держал в руках "калаш", приклад которого здорово погрызли собаки.

Бесчисленные перевалы
В поисках обзорной точки.

ЧЕМ ШИРЕ ПРОСТОРЫ, ТЕМ УЖЕ ГЛАЗА.

Границу пересекал в Туве через КПП "Цаган-Тологой". Наличие визы, многочисленные штампы в паспорте и старые знакомые на границе быстро открывают шлагбаум, помогая миновать небольшую вереницу ждущей колонны автомашин. За спиной полторы тысячи российских километров. "Сам баайна уу", Монголия!

Недалеко от границы очень сложный брод через реку Тэс, но пугаться было некогда, потому что впереди уверенно шел монгольский ЗИЛ, объезжая невидимые мне ямы, и бурно пузырил выхлопной трубой. На берегу открыл дверцы и слил воду с песком из салона. Рек скоро не предвиделось, лунные пейзажи Монголии приятно радовали глаза. Особых трудностей до города Улястая на этом участке нет - ну, трясет, ну, пыль. Напрягает совсем другое - множество малозаметных развилок. Выберешь наугад, которая на юг бежит, а она через 10-20 км. начинает плавно заворачивать на запад или восток. Визуальная доступность ровных пространств очень обманчива. А начав кружить и метаться, быстро потеряешь и ту дорогу, по которой только что двигался. И уж конечно избегать передвижения ночью - это можно себе позволить, хорошо изучив дорогу и в звездную ночь.

Гора Цаст. Можно подъехать под снег.
Массив Цамбагарав.
Озеро Толбо.
Лагерь на оз. Толбо.

ЧТО МИКРОБУ СМЕРТЬ, ТО ДЖИПЕРУ - ЗДОРОВЬЕ.

Участок пути, где я круто поворачивал на запад, для меня был абсолютно неизвестным. Провожающие меня монголы совали в руки местную водку и давали массу ориентиров и советов. Важно было одно - не залезть в "песок, который топит". Я уже ранее слышал о таких местах в Монголии, было немного тревожно, но при помощи местного населения, (а у реки всегда найдешь юрту), надеялся выйти из положения. Изменить маршрут и начать жить с понедельника по-новому было уже поздно.
Дорога здесь, в общем-то, совсем простая - плавно тянется из одной долины в другую. Приходиться только отслеживать по компасу правильность общего направления. До обеда встретился грузовик, водитель которого подтвердил, что все идет нормально. От однообразного движения клонит в сон до тех пор, пока на одной из развилок не увидел какой-то указатель с надписью. Ничего подобного до сих пор за многолетние поездки по Монголии я не видел - в здешних местах туго с разного рода указателями. Тем охотнее я достал словарик и стал переводить старые облезшие строчки. Через десять секунд я уже запрыгивал в машину, одной рукой закрывая все форточки, другой доставая бутылку водки и срывал зубами пробку. Надпись гласила: "ЗАПРЕТ. ЧУМА!".
Спиртное, как всегда, помогло. Трезво размышляя, пришел к выводу, что табличку поленились снять, никакой угрозы для здоровья нет, но водки отхлебнул еще - для профилактики.

ЭКСТРИМ НЕ ЗАРПЛАТА - САМ ПРИДЕТ.

Ближе к вечеру подъехал к реке Завхан-гол. Она представляла собой довольно многочисленные протоки - ручейки в песчаном ложе. Ширина для Монголии внушительная - не менее сотни метров. На хилой травке были видны следы колес, масляные пятна, мусор - все говорило, что здесь традиционное место брода.

Решив подъехать к воде поближе, и там уже ногами оценить возможность переправы сегодня или завтра утром, сразу и намертво увяз во влажном песке. Выпрыгнув из машины, с ужасом увидел, что позади машины никаких следов уже нет - затянуло. Спасая машину, быстро начал подсовывать под нее канистры, спальник, другие вещи. Однако, утонув по ступицы, погружение прекратилось. Вспомнил, что невдалеке, в 2-3 км видел юрту, и, кажется, колесный трактор.

К юрте подошел уже в темноте, едва не проскочив в нескольких метрах от нее. Помогли собаки своим лаем. Кое-как уразумев ситуацию, хозяин юрты уточнил, где именно УАЗ: уже в воде или еще нет? Нет? Тогда "маргаш", т.е. утром вытащим трактором, который в этом году еще не заводили, потому что он сломан. А сейчас надо идти к машине. Ничего не понимаю! Пошли вдвоем к УАЗу. Монгол нырнул в темноту и вытащил откуда-то две толстые лесины - это там, где я проехал весь день и не видел ни одного деревца! Привычно действуя, монгол одну лесину уложил вдоль машины, опираясь об нее, поддел ступицу и показал жестами, что мне надо под колесом утрамбовывать песок. Так и работали вдвоем поочередно, вытаскивая колесо за колесом. Затем, стараясь не допустить пробуксовки, вытянул машину до травы и твердого грунта.

ОТЧАЯНИЕ И ОПТИМИЗМ ВСЕГДА ПРЕЖДЕВРЕМЕНЫ.

Стало пронзительно понятно, что в одиночку штурмовать брод через плывучие пески Завхан-Гола, я не рискну. Утром снова к юрте, там уже откуда-то взялись еще мужики, хотя на горизонте не видно другого жилища. Возня со ступицей МТЗ-50 продолжалась больше часа, затем на буксире таскал за собой трактор, наконец, из выхлопной, вместе с оглушительным выстрелом, вылетело гнездо птички, и трактор завелся. Затем монголы полчаса лазали по воде, совещались, воткнули несколько прутиков, намечая линию движения. Достали толстый и рваный трос (мой показался им слишком тонким), жестами показали, что тормозить и газовать нельзя, и меня потащили. Скажу, - было страшно видеть, как под впереди едущим трактором прогибается песок до полуметра, а затем возвращается обратно. Почему-то вспомнился лежащий пакет с молоком. Казалось, что под слоем песка или пустота, или подземная река. Всё кончилось благополучно. Не ожидая вопросов, заплатил спасителям и достал последнюю бутылку сувенирной водки. Монголы сказали, что мне повезло, что я не доехал до воды, если бы завяз в воде, то к утру УАЗ весь бы ушел в песок.
"Там уже один ЗИЛ и два прицепа". Один джип спасли, вручную - не останавливаясь кантовали его к берегу. "Совсем плохой джип был потом". Ясно дело лошадь, раз рога! Дальше двигаюсь весело, еще не зная, что грязный палец встречного мотоциклиста показал мне колею, которая ведет никуда…

ПОШЕЛ В АТАКУ - НЕ ЛОЖИСЬ!

Реальность глумливо перечеркнула мои сегодняшние планы. Я начал понимать, что заблудился.

Заканчивая подъем на перевал, неожиданно увидел ползущего вверх велосипедиста, почти без багажа. Я не стал нарушать этикет, приобретенный на Чуйском тракте, и стал ждать его наверху у каменного тура. Думаю, непринужденно поболтаю с братаном за жизнь. Все-таки первое не скуластая физиономия за неделю. Это был американец Роджер, который решил пару сотен километров прогуляться до ближайшего города и поснимать пейзажи для фотожурнала. При помощи пальцев и немецкого языка, за который мы в школе получали одинаковые "трояки", выяснили, что мы оба движемся не туда, куда нам надо. А поскольку он наотрез отказался воспользоваться моей машиной и решил вернуться, а я, предполагая завершить незапланированный крюк, двигаться дальше, стали расставаться.
Я попросил его установить штатив и помочь мне сделать снимок для спонсора. Увидев эмблему в виде капли, спросил: " Фирма торгует средством для мытья посуды?". "Нет, шучу я - русской водкой". Видно знающий Россию не понаслышке, американец не поверил: "Тогда на эмблеме должен быть стакан!".

Поздно вечером, смутно представляя себе свое местонахождение, изо всех сил старался не поддаваться панике. Самое главное, что автомобиль в относительном порядке, полярная звезда и компас не противоречат друг другу, а запасы бензина обещают до завтрашнего вечера не тревожить мою психику. Сейчас бы жаркий костер и баранью лопатку на углях! Но действительность отрезвляет: кружка горячего чая, чахлый костерок из веточек верблюжьей колючки и вяленое мясо под стопку архи. Остальной уют таежного костра дорисует нетрезвое воображение.

ЕДИНОЖДЫ ДЖИПЕР - ВСЕГДА МУЖЧИНА.

С рассветом жизнь наладилась. В нескольких десятках километров виднелась красная гряда красивых разрушенных скал, что дало мне основание надеяться на близость города Ховд. Вот только настораживает полное отсутствие кочевых юрт. Эти полдня неизвестности, когда я искал наезженную колею и выход через горы в долину, были, пожалуй, самыми неприятными и тревожными. Учебники ориентирования в горах были написаны для того, чтобы объяснять то, что я и сам без них интуитивно понимал. Ну, наконец-то, вот и юрта, вот и дорога.

Колея на грани фола
Колея ты моя, колея...

Городок Ховд самый старый в этих краях (когда то здесь был центр всей Западной Монголии), и самый желанный для меня - отсюда ведет дорога, по которой я могу ехать оставшиеся 350 км. до России - "на ощупь". Первым делом в дацан к ламам: под ароматы тибетских благовоний и ощущение прикосновения к таинственной религии, испытать замедление пульса и умиротворение плоти…
Зеленые, пыльные тополя, очень много детей и молодежи, шумный рынок с китайским барахлом. На мясном базаре толстозадое кошачье племя бесстыдно занималось любовью, не обращая внимания на свой антисанитарный вид. Знаете, за что легко отдашь любые деньги в Монголии? За душ.

ЖИЗНЬ OFF-ROAD.

Не буду настаивать, что это очень круто, однако не будем забывать, что путешествие происходило в автономном режиме по малонаселенной пересеченной местности. В принципе Монголия - не Антарктида, и везде есть след в виде прошлогоднего следа шины или какашки верблюда, (то и другое радует необычайно). Пройденный маршрут богат разнообразными препятствиями. Более десятка перевалов высотою более 2500 м., броды через горные речки, каменистые и песчаные пустыни и, самое сложное, крайне затруднительная ориентировка на местности. Можно любить горы, но нельзя им доверять, как нельзя и самому плутовать с ними, а потому карты и компаса в данном случае явно недостаточно. Монгольский Алтай идеально подходит для джипинга, и, пожалуй, это лучший вариант познать страну, имя которой terra Mongolia.
"Джипинг" - сленговое слово, очень емкое, и, если перейти на серьезный язык, описание всего, что связано с этим словом, тянет на хороший учебник. А если говорить проще - это полноприводная надежная машина, впереди неизведанные труднопроходимые пути-дороги, и, конечно, общение в компании близких по духу людей.
Это слово каждый джипер понимает немного по-своему. Можно на "Круизер" навешать люстры (дополнительные фары на крыше), напоказ выпятить шнорхель (наружный воздухозаборник) и хромированный шакл (скоба буксировочного троса), в багажник уложить специальный домкрат хайджек. А можно и без мощного дизеля, на рессорах, без "наворотов" - да, такая машина сможет меньше. Но поставьте рядом бестолково навороченный "сарай", где за рулем бережливый, аккуратный владелец и стандартный УАЗ из которого горят глаза "мальчиша-ни-шиша"?! То-то! Важен дух жизни. Жизни OFF-ROAD.

Евгений Горбик.
E-mail: freiwind@ab.ru


Оценить статью в баллов
TopAuto.ru - рейтинг
автомобильных ресурсов Rambler's Top100 ђҐ©вЁ­Ј@Mail.ru sh0p.com -- Business Portal

Японские автомобили на заказ