Статья
Новосибирск - Алма-Ата. Поиграть в снежки….
 
Статья в категории: Трасса
Автор: Вир
Опубликована: 2004-09-03
Прочитано: 5650
Оценка: 3.5238 (21)
Поиграть в снежки…

Поиграть в снежки….

 

Выезд колонной не удался…

            Три экипажа, намеревавшихся отправиться со мной в Казахстан стушевались как-то незаметно и по неясным причинам – кого дела затянули, кто хотел поехать поближе, на Бухтарму, а кто просто испугался невесть чего. Передо мной встала простая и ясная цель – выполнить все что задумал одному, вернее ехать мы решили вдвоем с женой Ириной. Памятуя прежние свои дальние поездки, я несколько вечеров провел в сети в поисках информации о ситуации на дорогах Казахстана, тонкости работы правоохранительных органов, таможни, пограничников, дорожной полиции. Дошло до того, что откопал даже утвержденную министром УВД РК инструкцию о порядке несения патрульной службы дорожной полиции Республики Казахстан (для служебного пользования, между прочим). Почитал форумы и состоянии дорог, о штрафах (кстати – нигде в сети нет таблицы штрафов Казахстана). Провел разъяснительную работу с женой на тему общения с должностными лицами и т.д. О подготовке машины душа не болела – так, по мелочи – долил масла (50 капель), поменял тормозные колодки, помня что еду в горы, залил водичку в омыватель…что еще? Взял алюминиевую десятку с родным 96-м, зная, что хорошего бензина до возвращения не дождусь…сложил в пакет полтора десятка дивидишек с фильмами и музыкой, полторашку воды из-под крана и на этом угомонился…

          Выехали мы 11 августа, потемну. Хотелось проскочить выезд из города и все эти бердски-линевы до того, как на дороге появятся тормозные попутки и надоедливые встречки. Настроение было еще не дорожное – в тот день шел дождь, было пасмурно, ехать решили до Рубцовска – там попьянствовать – заночевать у моего старого друга – афганца. Сами понимаете – дорого до рубцовки – вещь унылая и монотонная, разбавленная проездом по хорошей объездной у Барнаула…остальное – говорить не о чем.

         Друга Сереги дома не оказалось – уехал в свой филиал в Славгород. Жалко, ну да делать нечего, пришлось мне пьянствовать с двумя женщинами – а точнее – с моей женой и с женой Сереги…дело неблагодарное, кто знает…и скучное. Но - план есть план и нарушать его нельзя (еще Пончик сказал – режим питания – нарушать нельзя…).

        И вот, 12 августа, к 11 утра (раньше, сами понимаете, после пьянки выезжать нельзя) я притормозил у пропускника… очереди – 2 машины…наши погранцы посмотрели документы, выдали какую-то писульку – с нею езжай до следующих ворот (15 метров) там эту писульку отдай тете в окошко, еще раз покажи паспорта, потом заглянут в багажник и откроют ворота на нейтральную полосу (еще 30 метров). Вот и Казахские погранцы. Шлагбаум. Иду к будке у шлагбаума. Толпа. Здесь необходимо получить МИГРАЦИОННЫЕ карты – по одной на нос. Заполнить, потолкавшись локтями на узком прилавочке у висящего на стене образца. И не важно, что добрая половина сей карты написана по-казахски. Потом протягиваю карты старшему прапорщику в будке – он все методично записывает в журнал и ставит штампики погранпоста на карты. Если у вас нет миграционной карты и вы попадетесь в РК проверяющим органам (УВД или еще что ни будь) – вас ждут большие, очень большие неприятности (понимай – растраты) в зависимости от вашего благосостояния и поведения вас могут развести и на 200 и на 300 долларов, хотя по-закону, вы можете заплатить и все 15 000 рублей…(поэтому 300 долларов по-любому приятнее 15000 рублей…) Здесь начинается самый ответственный момент нашего пребывания в Республике Казахстан (дальше – РК). Не дай тебе бог что-нибудь сделать или написать неправильно, что-то не взять или не дать – все обернется кошмаром при обратном возвращении. Итак, первое: в таможенной декларации есть пункт: ввозимые товары – не вздумайте там писать что вы везете с собой. Ничего не пишите. По казахским правилам – в этом пункте (вслушайтесь)  в качестве ТОВАРА нужно указать сколько вы ввозите и каких ДЕНЕГ! (вот тебе и экономика, вот тебе и извечное «товар-деньги-товар») ХРЕН ВАМ! Вы не деньги везете – а ТОВАР! Помните об этом. И сильно этим товаром не торгуйте… Второй важный пункт: если вы въезжаете на машине – в этой же декларации есть пункт который нужно заполнить ОЧЕНЬ правильно и указать ОЧЕНЬ правильную дату обратного выезда, иначе, если вы просрочите по каким бы то ни было причинам эту дату – вас ждет кара небесная и головная боль надолго…Есть еще один прикол по этому поводу: если у вас в бумаге инспектор написал срок выезда ДОто вы должны выехать до наступления 24.00 предыдущего дня. Если указано – ПО то до наступления 24.00 указанной даты. Мелочь – а разница ровно в сутки. Страховка. Страховку инспектора оформляют, как правило, на срок, вдвое превышающий ваше пребывание в РК. К примеру мне оформили на месяц вместо указанный мною двух недель. Все просто – больше срок – больше денег… Мне обошлось в 1650 тенге (это примерно 350 рублей, курс около 4.65 тенге за 1 рубль, 100 долларов что-то около 13500 – 13600 тенге, в каждом обменнике по–разному). Мне советовали оформить страховку на неделю, а остальной срок оплатить в страховой компании в Алмате – там расценки ниже, но при такой стоимости страховки я не стал себя загружать дополнительными проблемами  с продлением страховки и милостиво согласился оплатить месяц на таможне… Наконец, со всеми оформленным бумажками, страховками и документами на машину вы идете в будку у последних ворот – вам там ставят штампики, пишут отметки и в путь.

       Помнится, лет 5 назад, дорога от таможни до Семска (Семипалатнска) была похожа на поле после бомбежки (надеюсь, такие поля если не наяву, то в кино видел каждый). И если в одну воронку снаряд дважды не падает – то в каждую яму попадал дважды (и передом и задом) езда по этим 150 километрам напоминала спец слалом или фигурное вождение. Нынче дорого на удивление порадовала – казахские дорожники заделали 90 процентов ям и местам даже сделали обочины… При въезде в РК это один из самых живописных участков трассы – он проходи через реликтовый сосновый лес. Такие леса называют ленточными, поскольку тянутся они лентами шириной в 10 – 20 километров на многие сотни верст. Их на планете всего несколько, и все они находятся под охраной ЮНЕСКО. Не смотря на это обстоятельство, это не мешает предприимчивым казахам палить и рубить его направо и налево…многие гектары леса уже уничтожены, выжжены, если так пойдет – лет через 10 – 15 пустыня сделает свое – полосу леча переметет и разорвет безвозвратно, нарушится уникальная экосистема, которую природа создавала многие миллионы лет. Это обстоятельство удручает (наверное, это годы…)

         Семск – это город дач. Да-да, дачи – это неотъемлемая его часть. Сам город невозможно от них отделить – они перетекают друг в друга незаметно. Летом, а лето в Семске длинное, весь город живет на дачах. И дачи весьма добротные, с садами, со всеми удобствами, со светом и водой, банями, беседками, в которых так приятно пережить дневную жару и так приятно посидеть за бутылочкой вина или коньяка вечером, когда спадает жара, становится тихо и прохладно, только лениво брешут вдалеке дачные собаки и совсем рядом, за соседним кустом слышен сверчекмда. Все это было.

       13 августа, в 6 утра, заправившись дешевым казахским 92-ым (стоит он 57 тенге за литр – считайте сами…) попрощавшись со своими Семскими друзьями, приютившими нас у себя на даче и накормившими нас отличным барбекю, мы двинулись в путь.

       Дорогу, когда она долгая, хорошо делить на отрезки между населенными пунктами – это всем известно. И не важно – будешь ли ты в этих пунктах останавливаться – или нет – они служат тебе маяками, этакими контрольными пунктами твоей выносливости. Вот дотяну до этого поселка – там видно будет, может отдохну – может дальше рвану… Таких отрезков- пунктов на трассе Семск - Алматы не много: СемскАягузТолдыКорганАлмата. И между ними с десяток небольших аулов – деревень – поселков. На отрезке СемскАягуз на настоящий момент находятся самые плохие участки трассы – это первые 50 и последние 50 километров участка. На всем остальном протяжении трасса в хорошем состоянии. Для информации – расстояние от Семска до Алматы (примерно 1150 километров) я прошел за 12 часов при суммарном времени простоя (на заправку, на общение с дорожной полицией и т.д. – минут 35-40) Посчитайте средне техническую скорость – и вы поймете – что дорога действительно неплоха, более чем. Попадались участки, на которых я на протяжении ста километров не снижал скорость ниже 150 в час.

       Вообще, езда по степи, а тут более точно подходит – по пустыне (до того все выгорело и высохло) имеет свои привлекательные стороны, свою, весьма тонкую экзотику. Над головой бездонное, прозрачное небо, горизонт – где-то у черта на куличках, земля так же безгранична, как и небо. То слева, то справа появляются высохшие озера солончаков – они горят белым снегом соли под палящим солнцем. Кажется что это замерзшие озера, на которых не хватает только рыбаков, сидящих на своих  складных стульчиках над лунками…Перекати-поле иногда перебегают дорогу перед самым автомобилем – кажется, что они играют с тобой в салки…В салки играют и автомобили. Играют по - серьезному – на дороге много давленых степных зверюшек, не успевших убежать от салящих машин. Их очень жалко…птицы тоже не избегают этой участи – как я ни старался избежать этого, но за всю дорогу сбил, наверное, пяток небольших сереньких птичек, не знаю даже, как они и называются. Мир их праху…

       Понемногу, по мере приближения к Алмате, появляются холмы, небольшие сопки, даже гоки с осыпями, карнизами…В районе ТолдыКоргана даже два небольших перевала, один из которых имеет свое название, правда я его не запомнил, уж слишком быстро табличка мимо просвистела…Во всей            красе горы появляются над Алматой. Они стоят стеной, появляясь на одном краю горизонта и исчезая на другом. Алмата просторно раскинулась у подножия этой величественной гряды, многие шапки которой увенчаны вечными снегами. Даже воздух здесь другой – какой-то неуловимый дух гор витает в нем. Горы в лучах вечернего солнца как на картинах Рериха – цветные, такие я уже видел, в далекие 80-е…

       С момента въезда в Алмату и до момента выезда из нее над вами висит домоклов меч алматинских водителей. Алматинские водители – это отдельная тема. О них можно слагать легенды, песни, анекдоты, если хотите. Только ради них, алматинских водителей можно придумывать новые, доселе никем не слышанные и не произносимые маты…Кто был в Алмате – знает, что это город нешироких, прямых улиц. Вся центральная часть Алматы застраивалась по нехитрой – квадратной планировке – как шахматная доска. Это очень облегчает навигацию по городу. Важно только запомнить основные магистрали – проспект Абая, Комсомольский (ныне Толеби), Рыскулова ну и еще парочку. Сложнее ориентироваться в микрорайонах, их много, я к примеру, жил на Аксае – 3, весьма захудалый райончик, напоминающий мне мой Дзержинский в районе Лады, но у меня была одна радость – до главного автомобильного рынка Алматы я доходил пешком за 10 минут. И это радовало. Авто рынок Алматы пробуждает противоречивые чувства – здесь есть богатый выбор аксессуаров, всяких, довольно качественных, наклеек, примочек, накладок. Я приобрел прекрасные цветные коврики, о которых давно мечтал, купил , наконец узенькие дефлекторы на щетки (они у меня имеют свойство улетать от стекла при скорости выше 120 – поскольку зимние, без щелей, и сильно парусят). Я купил хорошие накладки на подголовника, защищающие шейные позвонки при ударе сзади, смягчающие накладки на ремни безопасности, защиту на зеркала заднего вида, тюнинговую сетку для заделки проемов на бампере и еще много всякой мелочи довольно недорого и хорошего качества. Много автомобильной аудио аппаратуры – усилители, кроссоверы, акустика, магнитолы, провода – и все значительно дешевле, чем у нас, в Новосибе. И полное отсутствие разбора, в нашем, Новосибирском, понимании…полное отсутствие каких бы то ни было узлов и агрегатов для иномарок – так ремешки – прокладочкифильтрики…Ну а уж на морвоник – вообще ни хрена нет, чисто японские машины, не имеющие европейских вариантов – не котируются. Казахстан в плане авто – как я выразился – страна мерседесов и москвичей…Алмата забита мерсами под жвак – всех видов и мастей от древних рыдванов – до последних кабриолетов…Зато отъезжаешь на 20 километров в степи – и каждая треться машина – москвич! Я у нас давно не видел так много москвичейто еще раз подтверждает слова самих казахов – в Алмате крутится 99 процентов денег Казахстана…квартиры стоят вдвое – втрое дороже, чем в Новосибе, ей богу – я когда посмотрел газеты – покрылся испариной – средняя двушка в мало-мальски приличном районе (отнюдь не новая) стоит порядком за 40 гринов…Ужас…

        Приняли нас хорошо. После ночевки наша первая вылазка была на Медео, ну и, соответственно, на Чембулак. Братцы – горы это хорошо! Подниматься на Медео пришлось при жаре по 40…когда подъезжал на площадку уже выше Медео, к первой канатке – закипел…Блин – заглянул – а радиатор-то войлочный! До того забился пухом и пылью что напоминает ковер персидский – хрена тут не закипеть, да и воздух разряженнее стал и давление упало – точка кипения опустилась. Ну да ладно, радиатор я на следующий день продул – промыл, больше не кипел. На верх, почти на самый верх – точнее 3600 над у. ведут три канатные дороги, приспособленные для подъема лыжников зимой (даже пандусы для съезда – заезда остались) стоит сие удовольствие – примерно 300 целковых с носа – но оно того стоит. Нижние две дороги парные – можно сидеть рядом вдвоем – последняя, самая верхняя – одиночная. Тянется канатка в среднем на высоте 10 – 15 метров над горой, в зависимости от рельефа – иной раз проплываешь над вершинами довольно высоких елей, а иной раз – метра 3 до земли…Пейзажи конечное, альпийские – темные клинья елей перемежаются голыми осыпями, осыпи переходят в живописные альпийские луга. Просматриваются несколько ущелий – а там, на верху – покрытые ледниками вершины. И тишина, никакой стрельбы, только ветер свистит. На самом верху слезли после довольно долгой езды на канатке (пол часа точно ехали). Столик. Кофе, чай, сникерсы. Взял два чая. Из термоса. В пакетиках. По 50 рублей за стакан. Не жалко. Стоишь на перешейке, соединяющем три ущелья – куда не глянь – бескрайние горы – Алмата далеко внизу и не просматривается сквозь дымку толи смога а толи горячего марева, царящего внизу над городом. Прохладно, обдувает ветеров с ледника до которого не больше 1000 метров. Снег лежит и ниже, совсем рядом в ста метрах вниз по одному из ущелий. Он подтаял и образовалось небольшое озерцо – так, лужа – но чистая. Подозреваю, кипяток оттуда. В таком месте попить чай – удовольствие. Подъехали три американца один соскакивая радуется как дитя –  итс со изи, вандефул! Смотрит на сникерс – хау матч? – Ван таузенд (в смысле тенге) – уныло закрывает портмоне и отходит. Я злорадно усмехаясь похлебываю чай дальше…знай наших, не все скоту масленица…Допили чай, аккуратно складываем стаканчики в мусорку ( как же, заповедник все же и люди смотрят…) потопали по тропе к леднику. Как и планировал – ПОИГРАТЬ В СНЕЖКИ. И ведь поиграли, да еще как! Накатались по склону на кроссовках (в детстве катались на горнолыжных ботинках, когда уставали от лыж – тоже своего рода спорт). Под снегом, вернее настом шумит речка. Шум реки доносится и из под встающей в трехстах метрах отвесной стены – решили дойти – но дорогу преградило плато, заваленное крупными колотыми камнями – а я с женой – сами понимаете – вести за ручку женщину по острым качающимся камням триста метров – не для слабонервных. Остались на снегу. Я в честь портала слепил снежную бабу. Не большую – сантиметров 15 ростом – но настоящую, как положено. Поводили вокруг нее хоровод. На высоте, у края подъемника стоит натуральный дорожный знак «кирпич» - видать, самый высокогорный в округе. Даже экстремал Тормоз там бы уже не проехал. но, все равно стоит. Манит. Может, когда ни будь, Тормоз там все же проедет. Пути господни неисповедимы…

       Обратно возвращались неохотно, но, с надеждой посматривая на веселенькую площадку под зонтиками, прилепившуюся на обрывчике у подножия нижней канатной дороги – там народ ел. Жрал. Принимал пищу. Животы наши тоже хотели принять ее. Весьма недурно поев и заплатив для такого весьма экзотического места весьма скромные 300 рублей – поехали вниз. У меня новые колодки! У меня новые колодки! – пела душа…какой я умный! Какой я …блин скрипят…суки…какой я тупой…какой я жадный, опять купил дубликаты…урод. Так, поскрипывая как новенький троллейбус, мы спустились до селевой плотины, что нависает над Медео и защищает Алмату от всяких нехорошестей с гор – ба! А вся плотина (вернее дорога, которая по ней проходит) забита свадьбами! Суббота – расписочный день. Машин – тьма – невест – хоть отстреливай – и все русские – а женихи все казахи. Вру. Один был русский. Вот тебе и ассимиляция…Времена Чингиз Хана не кончились, блин…Я проклял казахскую пятницу – по городу десятки колон – все с аварийками, сигналят, летят как колоны БэТэРов, нарушают все что могут, никого не боятся и, кажись, все пьяные. Я такого не видел – сотни свадебных машин. Сотни. Сотни белых и цветных Мерседесов…В субботу летом в город лучше не выезжать.

       Потом были поездки в Тургеньское ущелье, был двадцати километровый поход в горы на водопад, который стоил того, было посещение форелевого хозяйства с пожиранием восьми килограммов жареной наисвежайшей форели…все было как в сказке…были несметные горки аквапарков, крытые и открытые бассейны, море холодного пива в теплой воде, была жара за 40…было лето, блин, было…Были бараньи шашлыки на саксауле, был кактал из сазанов (копченая в горячем вишневом дыму рыба с помидорами и зеленью), были походы в китайский ресторан с поеданием каракатиц, осьминогов, медуз морских червей и лягушек…и много китайского пива…И была обратная дорога, такая же интересная, как любая другая дальняя дорога…И были казахские хитрые гайцы, которым я кстати, за все пребывание в РК не заплатил ни одного гроша штрафов и взяток, о которых меня так пугали. И была опять муторная, с пятичасовым ожиданием, таможня. И была опять пьянка в Рубцовске с поеданием шашлыка, теперь уже родного, свиного…

 

       Так я провел Л Е Т О …Аллах Акбар…


Оценить статью в баллов
TopAuto.ru - рейтинг
автомобильных ресурсов Rambler's Top100 ђҐ©вЁ­Ј@Mail.ru sh0p.com -- Business Portal

иранские ковры магазин