Статья
Для чего необходима обработка пространства передних дверей акустическими материалами
 
Статья в категории: Тюнинг
Автор: На правах рекламы
Опубликована: 2003-07-24
Прочитано: 5704
Оценка: 5.0000 (3)
nbust Для чего необходима обработка пространства передних дверей акустическими материалами комплекта NOISEBUSTER AUDIO?
Традиционно сложилось, что автомобили, даже самого высокого класса и самых авторитетных мировых производителей, доводятся по внутреннему шуму с точки зрения максимально возможного снижения шума, передаваемого в салон от двигателя, трансмиссии, дорожного покрытия, аэродинамического шума.

С учетом ранжирования этих источников по весомости их количественного вклада в общую шумовую энергию, излучаемую в замкнутое пространство салона, производители автомобилей применяют те или иные конструктивные меры, позволяющие обеспечить требуемый (в зависимости от класса автомобиля) акустический комфорт в зонах ушей водителя и пассажиров.

Так, практически все автомобили имеют специальную шумопонижающую обработку перегородки между моторным отсеком и салоном. Она, как правило, состоит из многослойных звукоизолирующих и вибродемпфирующих материалов. Пол и тоннель обрабатываются в несколько меньшей степени, их обработка также включает применение аналогичных вибропоглощающих и шумоизоляционных материалов. Существенно меньше, с точки зрения акустики, обрабатываются передние двери автомобиля, как наименее шумовибронагруженные элементы.

Панели передних дверей автомобиля, практически исключены из тракта передачи в салон вышеназванных шумов (двигатель, шасси, дорога, аэродинамика), поэтому, как правило, их антишумовая обработка минимальна.

В то же время, оборудование легкового автомобиля современными аудиосистемами влечет за собой внедрение во внутреннюю структуру салона дополнительных многоканальных источников как воздушного и структурного акустического, возбуждения замкнутой оболочки, формирующей полезное пространство салона автомобиля (стальных панелей и пластмассовых облицовок), так и непосредственно воздушного объема салона, как своеобразной упруго-массовой колебательной системы.

В результате такого внедрения дополнительных источников могут наблюдаться два неприятных последствия: во-первых, происходит дополнительное излучение звука в салон панелями и облицовками кузова на их собственных резонансных частотах*, что приводит к повышению шумового фона в салоне и искажению "натурального" музыкального сигнала шумовыми "дополнениями" от этих панелей; во-вторых - возбуждаются низшие резонансные моды* воздушного объема салона (как правило - первая и вторая, продольные и первая поперечная моды) в виде стоячих волн с ярко выраженными неравномерностями распределения уровней звука по пространству салона. Касаясь практического решения первого последствия, необходимо дорабатывать конструкцию всех панелей, ограждающих салон (крыша, двери, багажник).

Акустические системы, как правило, монтируются в штатных специально предусмотренных зонах панели приборов, а также непосредственно внутренних облицовок дверей, на полке багажника и/или в стенках багажного отделения. Внутренние облицовки дверей малолитражных автомобилей класса ВАЗ, изготовленные из жесткой тонкостенной пластмассы имеют "густой" спектр собственных частот изгибных колебаний в звуковом диапазоне и в серийном недоработанном виде всегда вносят на своих нежелательный дополнительный шум, "откликаясь" на акустическое возбуждение, передаваемое как жестким структурным путем (преимущественно), так и воздушным путем.

Практическое решение второй проблемы (подавления возбуждения низших резонансных мод воздушного объема салона) существенно затруднено в связи с невозможностью существенного влияния на изменение геометрии свободного пространства салона. Частично, хотя возможности весьма ограничены, эта проблема решается за счет выбора оптимального месторасположения громкоговорителей в пространстве салоне, позволяющего избегать интенсивного возбуждения отдельных собственных мод объема.

Внутренние облицовки панелей передних дверей занимают существенную часть площади поверхностей, ограждающих салон. Как было отмечено выше, серийные облицовки дверей имеют собственные частоты изгибных колебаний шумового излучения в звуковом диапазоне и при виброакустическом возбуждении, а также вследствие слабой звукоизолирующей способности могут излучать нежелательные дополнительные звуки, и вносить "паразитные" составляющие, искажающие музыкальные сигналы в салоне и увеличивать уровни шумового фона в салоне. Кроме того, учитывая, что в пространство между внешней лицевой и внутренней панелью дверей могут устанавливаться средне- и высокочастотные громкоговорители и, таким образом, вместе с внешней панелью дверей облицовка образует локальное замкнутое пространство типа акустической системы (бокса).

Для снижения уровня "паразитного" излучения облицовочных панелей на собственных резонансах, возбуждаемых диффузородержателями громкоговорителей через элементы крепежа, они должны быть обработаны соответствующим шумовибродемпфирующим материалом. В этом случае, дополнительно ослабляется динамическая взаимосвязь излучений лицевой и тыльной сторон диффузора, исключаются процессы "короткого акустического замыкания" через периферийные зоны диффузора, звукоизоляция пассивной стенки звукоизлучательной системы и увеличивается акустический КПД излучения непосредственно громкоговорителем.

Рассматривая замкнутую оболочку лицевой и внутренних панелей передних дверей как стенок "звукоизлучательного бокса" с встроенным громкоговорителем необходимо учитывать факторы:

  •          исключения (ослабления) большого числа "пиков-провалов" на средних частотах и снижения амплитуды излучаемой громкоговорителем акустической мощности на низких частотах;
  •         снижения уровней нелинейных искажений и уменьшения длительности и уровня переходных процессов;
  •          изменения естественной тембральной окраски звука;
  •          появления вероятности возникновения "задержанных" резонансов;
  •          ухудшения локализации стереообраза.
Реализация большинства из этих условий возможна путем существенного демпфирования стенок образованного бокса акустической системы и введения в его полость звукопоглощающего материала.

Одно из предъявляемых требований к акустической звукоизлучательной системе - время реверберации* излучаемого сигнала стенками корпуса (бокса), которое должно быть существенно меньше времени реверберации полезного сигнала громкоговорителя (непосредственно диффузора). Кроме того, резонансные частоты воздушного объема звукоизлучательного бокса (внутреннее пространство двери) представляют собой негармонический ряд, и, возбуждаясь, будут придавать особо неприятную окраску звучанию акустической системы. Для устранения указанного дефекта необходима установка за панелью двери в свободном пространстве звукопоглощающего открытоячеистого пенистого материала, что позволит уменьшить добротность такой волн в пространстве, ограниченном жесткими стенками. Предлагаемый для этих целей самоклеящийся пористый открытоячеистый звукопоглощающий материал AA-12,5 позволит улучшить поглощение звука в средне- и высокочастотной области, разрушив нежелательное возбуждение воздушных мод в указанном замкнутом пространстве.

Предлагаемые конструктивные схемы установки материалов на лицевую металлическую панель двери и ее внутреннюю облицовку двери показана на рисунке 3. Материал тип 3 должен устанавливаться дополнительно поверх вибродемпфирующих прокладок (серийных и дополнительных прокладок NOISEBUSTER или NOISEBUSTER UNIVERSAL, установка которых нами настоятельно рекомендуется) на всю доступную свободную поверхность лицевой панели двери. С помощью вибродемпфирующего материала тип 1 необходимо покрыть максимально возможную поверхность панели внутренней облицовки.
 

 
 
Рис.3
Перед установкой шумовибродемпфирующих материалов дорабатываемые поверхности должны быть очищены от пыли и грязи и обезжирены.
Условные обозначения, примечания, информация.
собственная резонансная частота - число колебаний в секунду механоакустической системы, характеристика виброакустических свойств механической или акустической (воздушный объем) конструкции. Это частота, при которой амплитуда колебаний резко и многократно возрастает.
резонансная мода - характеристика виброакустических свойств механической или акустической системы, напрямую связанная с собственной резонансной частотой. Мода показывает тип (форму) колебания системы на собственной частот. Например, распределение звукового давления по длине салона на первой резонансной моде воздушного объема салона имеет следующий вид:
 
Мода колебаний - это характерное распределение смещений колебательной системы, когда смещение каждого участка ее поверхности - простое гармоническое колебание с одной и той же частотой. В системе со многими степенями свободы могут существовать одновременно несколько мод.

NOISEBUSTER и NOISEBUSTER UNIVERSAL - это комплекты шумовибродемпфирующих материалов, разработанных и поставляемых клиентам фирмой "ТЭКНИКАЛ КОНСАЛТИНГ" и предназначенных для улучшения акустического комфорта в салоне переднеприводных автомобилей ВАЗ (NOISEBUSTER) или других автомобилей ВАЗ и иномарок "NOISEBUSTER UNIVERSAL". По оценке журнала "АТОРЕВЮ" (№16 (154) 1997 г, стр. 24-25) применение данного комплекта позволяет снизить общие уровни внутреннего шума автомобиля на 4 дБА.
способность к звукоизоляции - акустическая характеристика материала или конструкции, определяемая как отношение звуковой энергии к прошедшей, измеряется в децибелах

 
время реверберации Т -это время, в течение которого средняя плотность звуковой энергии в помещении, накопленная в помещении при работе постоянного источника звука, падает в миллион раз при внезапном его выключении. По другому, время реверберации означает промежуток времени, в течение которого уровень звукового давления после выключения источника звука падает на 60 дБ (стандарт DIN 52212).

коэффициент звукопоглощения материала - характеристика поглощать звуковые волны, изменяется от 0 до 1 (или иногда измеряется в процентах от 0 до 100%). Коэффициент звукопоглощения равный 0 - это вся звуковая энергия отражена поверхностью материала, 1 - означает, что вся звуковая энергия поглощена материалом, например, открытое окно имеет коэффициент звукопоглощения, равный 1.
  ООО "ЧАРА-Север" региональный дилер продукции NOISEBUSTER. Тел/факс 8(3832)364601


Оценить статью в баллов
TopAuto.ru - рейтинг
автомобильных ресурсов Rambler's Top100 ђҐ©вЁ­Ј@Mail.ru sh0p.com -- Business Portal

Выгодное предложение в БЦ Башня эволюция у м Международная с фотками и планировками